Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

С Украины хоть бы шерсти клок

«Ни в одном банке мира не обнаружено ни цента. Все мои деньги на счетах в Сбербанке Украины арестованы. Я ничего не вывез с собой, кроме личны вещей и ручной клади…Я не могу ничего финансировать, у меня денег нет», — Виктор Янукович, 25 ноября, пресс-конференция в Ростове (РФ).

Общение беглого украинского политика с журналистами после неудавшегося допроса стало вторым проколом Виктора Януковича. Украинская аудитория наверняка отметила, что президент трехгодичной давности мало изменился. Он по-прежнему срывается на журналистах, тяжко страдает от малейших, как ему кажется, выражений непочтения к своей великой персоне и свято убежден, что разбирается в экономике. Вкупе с запинками, паузами и оговорками возникает узнаваемый персонаж, во второе пришествие которого в Украину никак не верится. «Я верю все-таки в то, что в Уукраине будет стабильность и Украина будет другой страной!» — финально изрек Янукович. От ключевого слова «стабильность» наверняка у многих заныло под левой лопаткой.

То, что политик не утруждает себя анализом собственных поступков, должно бы насторожить (и насторожит) тех партнеров Украины, которые желают нашей стране развития и благосостояния. Однако оборотная сторона такого качества Януковича – послушаемость – наверняка воодушевит стратегических партнеров РФ, которые хотели бы принять участие в делее Донбассого пирога, то есть, в урегулировании ситуации на Донбассе. С этой точки зрения, Янукович озвучил условия российской стороны достаточно конкретно: широкая автономия Донбасса и амнистия участникам и вдохновителям квазигосударственных образований.

Более того, беглый политик дал понять, что готов и желает принять непосредственное участие в таких переговорах. Причем, судя по некоторым ответам, он не против обновить тезис о собственной легитимности: и постановление ВР (о лишении президентства) принято с нарушениями, так как, депутатов дезинформировали, он, был в Украине (23 числа я был в Крыму), да и соглашение об урегулировании конфликта, которое он подписал совместно с европейскими лидерами, «никем не отменено». В то же время, интересный акцент на том, что первыми «новую власть» признали Швеция и Германия. И – пауза.

Из этой части пресс-конференции можно сделать вывод, что Виктор Янукович выдавал тезисы для внешней аудитории, не в Украине, а в мировом сообществе.

В пользу этой версии – старательно повторяемый к месту и не к месту тезис Януковича о его крайнем миролюбии: «Я никогда не буду сторонником кровопролития. Надеюсь, что те покровители западные, которые покровительствуют Украине, откроют пошире глаза и создадут условия нормальной конкурентной среды (в политике)… Я действительно совершил ряд ошибоек. Самая главная: не смог, не нашел в то время в себе сил подписать прикал о введении войск и объявлении военного положения в Украине. Это единственный был способ тогда остановить радикалов. Это был единственный способ остановить кровопролитие». И для более рельефного подчеркивания «святого себя»: «Эта власть пришла в Украину на крови и на лжи. Поэтому у нее нет перспективы».

В переводе на общепонятный, это означает только одно: действующая власть плохая, но ей есть замена, почти легитимная украинская власть, с которой наверняка будет куда приятнее договариваться. Могу предполагать, что, с учетом итогов саммита «Украина-ЕС», Януковича «сватают», как минимум, в цари Донбасские.

И это важнейший момент. Если Янукович кровно заинтересован в широкой автономии Донбасса (а он заинтересован!), фигура экс-легитимного выглядит компромиссной и может быть приемлема для ряда европейских политиков. Особенно с учетом легкого недовольства Петром Порошенко и таким сомнительным козырем, как то самое соглашение по урегулированию конфликта (подписанное и европейскими политиками), которое было нарушено чуть оине через час после подписания. Тот факт, что широкая автономия Донбасса – мягкий вариант аннексии, а царь-Янукович будет представлять угрозу любой легитимной украинской власти, вряд ли будет особо беспокоить ЕС. В Евросоюзе сейчас заняты своими проблемами.

Словами о своем миролюбии Виктор Янукович выбивает идеологический фундамент из-под Петра Порошенко как президента. На самом деле, опасны не столько возмутительные заявления и размышления Януковича о Майдане, а именно этот момент. Почему? Петр Порошенко изначально позиционировал себя как проевропейский политик и президент мира. Его мирный план был основным в предвыборной программе. Отсюда слова «мир» и «безвиз» являются ключевыми для него как для президента и политика. Если он одно из обещаний не выполнит, это сложно, но переживаемо. Однако если он не выполнит ни одного обещания, оппозиция Порошенко получит весомые аргументы для перехода в наступление. (Не случайно Янукович радостно сослался на социологию, мол, почти 80% не любят власть).

На сегодня, у Петра Порошенко с выполнением обещаний реальные проблемы. Сколько ни ссылайся на ЕС, мол, дата безвиза зависит от них, мы все выполнили, слаще от этого не станет и обещание о безвизе выглядит лишь условно выполненным. Соответственно, другое масштабное обещание президента, можно сказать, основное – мир. Как ни странно, если безвиз зависит от ЕС, то мир зависит от ЕС, США и – в большей степени — от РФ. Сходные объяснения, почему не выполнены оба обещания, вызовут, в лучшем случае, разочарование. В любом случае, Петр Порошенко рискует остаться с нулевым результатом и предстать перед своими избирателями и мировым сообществом как абсолютно насамостоятельный политик.

Те, кто знает Петра Порошенко, понимают и то, что это далеко не так. Однако вопрос его политической выживаемости отныне зависит либо от игры окружения, либо от верности «силовиков». Судя по комбинации 25 ноября, некоторые фигуры из его окружения подталкивают Порошенко к «силовикам».

И тут Виктор Янукович (читай – Россия) делает грубую подсечку, рассказывая о своем миролюбии в дни Майдана, что не допустил применить войска против демонстрантов. Вольно или невольно, если Петр Порошенко, в случае мирных или не очень мирных акций протеста, двинет на людей полицию или внутренние войска (Нацгвардию), весьма выроятны провокации, в результате чего Янукович будет выглядеть куда более мирным, чем Порошенко. Хотя, повторюсь, на самом деле это далеко не так.

Так что, ширма клеится для того, чтобы представить Петра Порошенко страшным и ужасным. Легко было бы объяснить такой спектакль в Ростове грядущими Минскими переговорами. Судя по диапазону озвученных ответов, замыслы у РФ куда обширнее, и широкая автономия Донбасса – лишь программа-минимум.

Кремль стремится спешно конвертировать умонастроения в ЕС в реальные политические дивиденды. Группа политических сил, оппозиционных и пропрезидентских, стремятся, со своей стороны, оказать давление на Порошенко и использовать и европейские, и внутриукраинские умонастроения.

Положение у Порошенко на данный момент шаткое, и Россия добавила шаткости, заострив внимание на судьбе правоохранителей и, таким образом, сея сомнения в рядах «силовиков».

Сейчас многие говорят, что не следовало разрешать допрос Януковича. Тактика избегать противника хороша, чтобы выиграть немного времени. В наш информационный век сложно запретить кому-либо говорить что-либо, кроме, конечно,призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и т.п. Куда стратегичнее было бы предусмотреть шаги противника и грамотно подготовиться к ним.

И прислушаться к словам Януковича в том смысле, что он прозрачно намекает Порошенко на некоего человека. Откуда такая забота о Порошенко? Что готовится? И почему молчит Юлия Тимошенко?

ЗамПолит

Фото Карикатура.ру

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »